О том, что мы, люди специфически реагируем на цвета, было известно уже давно. В 1885 году Ван Гог с восхищением открыл: «Цвет сам по себе что-то выражает!» Символика каждого цвета уходит корнями в истоки истории существования человека на Земле. Ночь, символом которой является синий цвет, издревле несла человеку покой, расслабление, сон. Солнце, яркость зарождающего дня, т.е. желтый цвет, вызывали надежду, побуждали к активности. Красный цвет - окраска плодов, цветов, крови - отражение охотничьих инстинктов, эротического влечения, стремление к овладению благами окружающей жизни. Зеленый - цвет травы, листвы кустарников и деревьев - мог служить символом защиты, маскировки, затаенности.
Язык цвета интернационален, так как цветовое возбуждение передается, минуя сознание, от глаза по вегетативной нервной системе в промежуточный мозг - руководящий центр нашей нервной системы. Созерцание того или иного цвета влияет на людей одинаково, и, отражается на физиологическом уровне. (Л.Буш «Физиологические основы цветового теста») Когда американские студенты в качестве испытуемых несколько минут смотрели на оранжево-красный цвет, их вегетативные функции (давление, пульс, частота дыхания) повысились, когда же студентам был показан темный синий цвет, их нервная система отреагировала обратным образом: пульс стал спокойнее, кровяное давление упало и дыхание замедлилось. То, что выявилось у этих студентов, происходит со всеми людьми во всем мире.
ВНУШАЮЩАЯ СИЛА ЦВЕТА
Внутри отдельных основных цветов - красного, синего, зеленого и желтого - с помощью варьирования яркости и насыщенности, а так же благодаря подмешиванию соответствующей краски можно вызвать любое психическое воздействие. Кроме этого, основные цвета, по утверждению М. Люшера (М. Люшер «Четырехцветный человек или путь к внутреннему равновесию»), символизируют основные психологические потребности. Он установил связи между предпочтением цвета и индивидуальными психологическими особенностями человека и создал цветовой тест, который используется во многих странах психологами и имиджмейкерами. Чтобы определить духовно-физическую конституцию человека, необходимо лишь предложить ему цветовой тест и спросить: «Какой цвет нравится Вам, и какой цвет Вы находите несимпатичным?».
Психологию цвета используют во всех областях цветового оформления: художники, чтобы достичь наибольшей выразительности образов, дизайнеры костюма и интерьера, и, конечно же, создатели рекламы, чтобы привлечь покупателя. Оформление упаковки товара, реклама, слоган - все это рассчитано на потенциального покупателя. И чтобы быть эффективной, реклама должна учитывать эмоциональную характеристику данного слоя населения, чтобы в полной мере отвечать его потребностям. К примеру, для дошкольников и низших слоев населения - это будут фиолетовый и желтый (внушаемость и готовность к возбуждениям).
Однако в цветовом решении необходимо найти компромисс между эмоциональным характером, который должен выражать цвет и колоритом, который наиболее полно передавал бы своеобразие продукта. Результаты исследований потребительского рынка - конфиденциальны, но социологическая истина состоит в том, что покупатели избирают свою марку в большинстве случаев не на основании вкусового ощущения, а на основании привлекательности той или иной рекламы или упаковки.
Далее предлагаю поэкспериментировать с цветом, не забавы ради, а с целью сугубо прагматичной. Выясним, какое настроение создают основные цвета и их оттенки, какие наиболее стойкие ассоциации они вызывают у людей?
Красный цвет символизирует потребность действовать и достигать успеха. Он является выражением жизненной силы и уверенности в себе и действует на каждого человека, независимо от его возраста и культуры, возбуждающе, стимулирующе. В африканских любовных письмах, которые состоят из нитки разноцветного жемчуга, красные бусинки обозначают: «Я люблю тебя страстно. Я испытываю к тебе сильное влечение» Эротизирующее освещение для танго, конечно же, красное. Художник Арнольд Беклин неделями пытался изобразить страстно пылающий оранжево-красный цвет, чтобы нарисовать из него шаль, на которой сидит обольстительная Калипсо.
Научная психология установила, что компенсаторное предпочтение красного означает: «Срочно хотелось бы возбудиться с помощью интенсивных впечатлений» По этой причине красные фонари во всем мире показывают путь туда, где предлагается сексуальное возбуждение.
Белизна розового цвета освобождает энергичную силу красного от целенаправленной энергии, так как белый цвет означает свободу. Розовый - это свободная ни к чему не обязывающая возбудимость, и в этом его соблазнительная привлекательность. «Красный - это любовь, красный это кровь, красный - это дьявол в ярости» - гласит детское стихотворение. Возбуждающее действие красного цвета может проявиться как в любви, так и в ярости. Любовь - приятное возбуждение, ярость - неприятное. Если кто-либо «загорается» яростью, то про него говорят: «Он видит красное». Человек в таком состоянии совершенно не выносит раздражающий красный цвет, и воспринимает его не как собственную силу, а как возможную угрозу. Конечно, человек испытывает страх не перед красящим веществом, а перед действием, которое вызывает этот цвет в его чувствах. Иными словами, не существует «полезных» и «вредных» цветов. Важно лишь состояние человека, на которое накладывается восприятие того или иного цвета.
Раздражающее действие красного используется для указания на опасность во всем мире. Это красный цвет светофора, противопожарного оборудования и других предметов, связанных с опасностью.
Если красный - это раздражение и борьба, то коричнево-красный означает спокойствие и перемирие. Коричнево-красный успокаивает. При повышенном предпочтении этого цвета врач констатирует у пациента переутомление и истощение.
Красный цвет можно охарактеризовать так же словами «роскошный» и «великолепный». Вспомним красные одеяния королей и кардиналов.
Состояние полноты жизненной силы и энергии рождает чувство уверенности в себе, готовность к усилиям - это красные свойства в человеке. Красное - это полное энергии проникновение и преобразование (цвет русской революции).
Красный цвет символически соответствует античному элементу «огонь», мужскому началу, холерическому темпераменту, а по времени - современности.
Синий. Если в красном есть нечто деятельное, то в синем - нечто мыслящее. Синий обещает большую глубину и значительность в противоположность поверхностному расширению красного. Синий цвет – как и каждый из четырех основных цветов – является цветовым выражением одной из основных биологических потребностей: физиологически – покоя, психологически – удовлетворения потребность в удовлетворении и привязанности.
Многие люди, склонные к возбуждению и легко раздражающиеся предпочитают темно-синий цвет. Они ищут покоя разрядки и отдыха. Темно-синий предпочитают и те, кто страдает сердечно-сосудистыми заболеваниями.
Посмотрите, как-нибудь внимательно на голубое полотно и определи, какое настроение оно вызывает? Можно почувствовать, как на тебя нисходит состояние полного расслабления и умиротворения. Светло-синий – это “очаровательное ничто”, о котором говорит Гете. Лучший цвет для кабинета – светло-голубой.
Тот, кто постоянно отвергает синий цвет, как страх перед покоем, лишен удовлетворяющего единения, которого ему не достает. Синий в этом случае навевает смертельную скуку, олицетворяя сковывающий покой. В результате возникает тревожное и напряженное беспокойство, суетливость и поиски возбуждения с тем, чтобы избежать подстерегающей тоски или депрессии. Это выражается в компенсаторном предпочтении красного.
В. Кандинский писал: “Чем глубже синий цвет, тем больше он зовет человека в бесконечность, будит в нем стремление к чистому, и, наконец, к сверхчувственному…. Склоняясь к черному, он приобретает примесь нечеловеческой печали. Он как бесконечное углубление в серьезное, где нет и не может быть конца”. В традиционных восточных практиках для медитации предпочитают синий. Он выражает вечность, а поэтому традиции.
Синий цвет выражает единение, преданность и доверие, любовь и самопожертвование – отсюда синее одеяние богоматери Марии. В народе говорят: “Синий цвет – верность”.
Символически синий цвет соответствует спокойной воде, флегматичному темпераменту, женскому началу. Чувственное восприятие – нежность, а его орган – кожа. Человек синего цвета находиться в уравновешенном, гармоничном состоянии без напряжения, чувствует себя на своем месте, в тесной связи с окружающим и в безопасности.
Фиолетовый. Между противоположными - красным и синим, между фанатизмом и фатализмом, между беспощадной силой и слепой любовью стоит примиряющий фиолетовый; гармония противоречий. Синий – мирный и расслабленный покой, имеет целью восстановление, накопление сил для глубоких переживаний и действенных завоеваний. Синий находит свое смысловое разрешение в красном.
Последняя цель красного, импульса к переживанию и завоеванию - успокоение в удовлетворении. Красный находит свое разрешение в синем. Оба пути ведут к единению и слиянию в виде любви. Красный путь – мужской, патриархальный. Синий путь – женский, матриархальный. Мужской красный и женский синий сливаются в мистический союз.
Красно-синий – это внутреннее возбуждение, душевное вдохновение, т.е. сердечность и задушевность. Красно-синий – любимый цвет Шагала, картины которого часто затрагивают тему задушевности в образах молодоженов.
Волшебное, магическое, способное уничтожить противоположность между действительностью и желанием – это фиолетовый цвет.
Фиолетовый выявляет в человеке тенденцию к безответственности и ухода от реальной действительности, а чувственное отождествление часто стоит на ступени инфантильности и оценивается как внушаемость. Неудивительно, что 75% детей до наступления половой зрелости, а так же беременные женщины предпочитают фиолетовый цвет. Но, чем выше и рациональнее культура, тем менее присуща человеку способность к счастливому слиянию, и тем чаще он отклоняет фиолетовый цвет.
Всевозможные оттенки фиолетового цвета - от светлых, резких с их пикантно-эротическим воздействием, до темных, выражающих глубокомыслие, раскаяние, смирение и мистику - имеют один и тот же смысл: чувственное отождествление и способность к интуитивному постижению мира. В таком состоянии находятся будущая мать, эстет, эрот и человек, верящий в таинственное, божественное.
Зеленый. “Если смешать желтый с синим, то получиться цвет, который мы называем зеленый. Наш глаз находит в нем реальное удовлетворение. Если оба исходных цвета смешать в равных пропорциях… то глаз и душа отдыхают на этой смеси, как на чем-то простом. Не хочется и нельзя двигаться дальше” (Гете “Учение о цветах”) Абсолютно чистый зеленый статичен и консервативен. “Напряженность зеленого цвета подобна плотине, за которой накапливается, не получив разрядки, возбуждение” В зеленом есть нечто педантичное и здоровое. Он символизирует потребность в самоутверждении.
Понятно, что восприятие характера зеленого цвета очень колеблется, ибо уже малейшие примеси желтоватого и синеватого оттенка значительно изменяют его темперамент.
В зелено-синий зеленый привносит оттенок напряженности и самоутверждения. С точки зрения взаимоотношений людей это можно охарактеризовать, как гордую манеру держаться.
В темном зелено-синем цвете гордость переходит в замкнутость и упрямое самовозвеличивание. Этот цвет выражает стойкий, оборонительный эгоцентризм, который исчезает в светлом зелено-синем цвете. Здесь присутствует холодная отдаленность, где больше не господствуют жизненные импульсы.
Светлый сине-зеленый или бирюзовый цвет – самый холодный из всех цветов. По этой причине его целесообразно использовать там, где необходимо оптически создать освежающую прохладу. Легко складывается впечатление, что в ледяном холоде сине-зеленого цвета должны погибнуть все биологические организмы, следовательно, и бактерии. Поэтому, светлый зелено-синий является цветом гигиенической стерильности. Некоторые дамы, причисляющие себя в силу своей холодно-любезной манеры держаться к высшим слоям общества, даже в одежде предпочитают фригидно-стерильный, поднимающийся над страстями бледный бирюзовый цвет. Зеленый цвета ели, вызывает в каждом ощущение твердости или прочности. Сине-зеленый используется на заводах для несущих стальных конструкций. Он соответствует чувству внутренней стабильности, настойчивости, последовательности, самоутверждения и самоуверенности.
Зеленый, при добавлении к нему желтого, освобождается из своего статического состояния.
Желто-зеленый цвет означает – распускаться, раскрываться, устанавливать контакт. Так как этот цвет может воздействовать навязчиво, в большинстве случаев его глушат, подмешивая серый, и он становиться подходящим для деловых бумаг и формуляров. На белом бумажном фоне он выгодно выделяется, производя впечатление строгого и делового. Однако, зеленый категорически не рекомендуется для делового костюма.
Зеленый цвет соотносится с землей, меланхолическим темпераментом, сравним с потенциальной накопленной энергией.
Желтый. Если к зеленому цвету добавить красный, то получится желтый. Красный как возбуждение, а зеленый как напряжение создают в результате состояние напряженного возбуждения. Возбужденное напряжение приводит к другому психическому состоянию: к разрядке, к взрыву, к эксцентрическому расслаблению. Желтый цвет вызывает у всех ощущение открытости, легкости, радости и широты. Он обладает освобождающим, раскрепощающим воздействием и выражает основную потребность – свободно развиваться. Желтому оказывают предпочтение люди, которые ищут изменившихся, освобожденных отношений, чтобы разрядить раздражающее напряжение и получить возможность раскрыться. Если же напряженные ожидания и надежды не оправдываются, то возникает неприязненное чувство, которое народная молва приписывает желтому цвету: “Желтый – цвет зависти” Надеющийся предпочитает желтый, разочарованный отвергает его. Поэтому он соответствует чувству свободы и самовыражения. Желтому недостает солидности характера, которым в полной мере обладает зеленый цвет. Зато, у желтого есть нечто дружественное, легкомысленное, искрящееся и счастливое.
Золото, независимо от своей покупательной способности, выражает чувство лучезарного счастья. Желтый производит впечатление тепла и уюта, визуально увеличивает пространство: “… согревающий эффект - писал Гете, - лучше всего ощущается, когда смотришь на природу через желтое стекло, особенно в серый зимний день”. Интенсивное излучение желтого в окружение становится назойливым и даже невыносимым.
Желтый соотносится с воздухом, сангвиническим темпераментом и визуальной эротикой. Девизом темперамента желтого цвета могут стать слова Сенеки: “Начни жить сейчас и считай каждый день отдельно прожитой жизнью”.
Автор: Татьяна Антропова